Педиатрия - Н.П. Шабалов

Учебник Педиатрия - Н.П. Шабалов

Нет прав для скачивания
Год
2003
Издание
2-е издание
Формат
PDF
Размер
13 MB
Настоящий учебник составлен коллективом преподавателей кафедры детских болезней Российской Военно-медицинской академии (ВМА) — старейшей кафедры педиатрии не только в России, но и в мире. Кафедра имеет уже 135-летний опыт преподавания педиатрии, а ВМА — даже 165-летний, ибо впервые курс детских болезней стал читать С. Ф. Хотовицкий в 1836 г.

Общеизвестны учебники Михаила Степановича Маслова «Детские болезни» как для студентов лечебных факультетов (6 изданий с 1933 по 1953 г.), так и для студентов педиатрических факультетов (3 издания с 1940 по 1956 г.). Профессор М. С. Маслов в течение четырех десятилетий руководил кафедрой детских болезней ВМА (1921-1961), и его имя носит клиника детских болезней ВМА.

Мы, конечно, далеки от мысли создать учебник, равный по масштабу масловскому, но считаем полезным обобщить опыт преподавания, накопившийся на кафедре за последние десятилетия. Дополнительным аргументом в пользу написания учебника явился приказ Министерства здравоохранения РФ № 154 от 5.05.1999 «О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста», который обязывал в срок до 1 января 2002 г. осуществить поэтапный перевод медицинского обеспечения детей в возрасте от 15 до 17 лет (включительно) для наблюдения в детские амбулаторно-поликлинические учреждения. Кафедра традиционно имеет длительный опыт организации и оказания медицинской помощи суворовцам, нахимовцам, кадетам, т. е. подросткам именно этого возраста.

Одной из характерных черт медицины нашего времени является широкое распространение и внедрение в обучение (студентов, врачей) и клиническую практику всевозможных диагностических и лечебных алгоритмов, протоколов, стандартов, разработанных на основе принципов «доказательной медицины» и утвержденных международными, национальными консенсусами, съездами и т. д. Положительные стороны этого очевидны: ускорилось и стало более точным выявление патологии, появился непрерывный контроль ее динамики — мониторинг, увеличилась безопасность медицинских вмешательств, средний уровень медицинской помощи возрос и стал доступнее для большего количества пациентов, уменьшилась частота явной иатрогении и пр. Однако при этом неуклонно увеличивается отчуждение врача от больного; сокращаются психологический контакт между пациентом и медицинским работником, размышления врача у постели больного; теряется индивидуальный подход к лечению конкретного человека. Врач все больше лечит не больного, а болезнь, что увеличивает частоту неочевидной иатрогении.

Учебник предназначен для студентов лечебных факультетов и написан в полном соответствии с Программой по педиатрии для студентов высших медицинских учебных заведений, изданной Министерством здравоохранения Российской Федерации в 1997 г. В учебнике не содержатся ситуационные задачи, поскольку недавно (1999) вышло в свет учебное пособие, их содержащее,— «Педиатрия» под редакцией профессоров К. М. Сергеевой, О. К. Москвичева и Н. Н. Смирновой, и мы не сочли нужным повторять это издание.

На наш взгляд, информация, содержащаяся в учебнике, достаточна для подготовки студентов к занятиям и экзамену по педиатрии, но при курации больных студенту необходимо читать дополнительную литературу, которую ему укажет преподаватель.

Коллектив авторов заранее благодарен всем, кто возьмет на себя труд письменно или устно высказать любые свои конкретные суждения или замечания об учебнике.

Сверху